В поисках предпринимателя

В поисках предпринимателяБизнес-перепись проходит очень сложно.

 

Полевой этап сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в самом разгаре. Основные результаты должны быть собраны до 1 апреля. Оказалось, что переписать бизнес в России очень сложно. О проблемах первой в истории России бизнес-переписи читателям \»РБГ\» рассказывает глава Росстата Александр Суринов.

В поисках предпринимателяБизнес-перепись проходит очень сложно

 

Полевой этап сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в самом разгаре. Основные результаты должны быть собраны до 1 апреля. Оказалось, что переписать бизнес в России очень сложно. О проблемах первой в истории России бизнес-переписи читателям \»РБГ\» рассказывает глава Росстата Александр Суринов.

 

— Как вы оцениваете подготовку и организацию первой бизнес-переписи?

 

— Мы хорошо подготовились, своевременно разработали вопросники, получили деньги, хорошо подготовили наш персонал и почти вовремя наняли персонал. Что же касается самого проведения, то сейчас идет самая главная стадия — полевая. Респонденты выдают нам обратную информацию. Проходит все очень сложно. Мы впервые для переписи малого и среднего бизнеса формировали списки с учетом информации из налоговой службы. Цель — работать с теми, кто сдает ежегодную отчетность. Чтобы уже не брать в расчет тех, кто формально не занимается бизнесом, то есть тех, кто для государства не виден. Мы не по дворам ходим, а по адресам, где люди зарегистрировали свой бизнес. Естественно, мы использовали почту, как это делается во всех цивилизованных странах, и было очень много возвратов. Предпринимателей просто не находили. Многие указали адрес регистрации своего бизнеса, а работать могут вообще в другом городе. Закон позволяет это делать. Поэтому сейчас мы находимся на стадии повторного поиска. В оставшиеся дни до 1 апреля добьем все, что касается почты. Я недавно проехался по многим городам, смотрел, как идет обработка данных переписи населения, и удивительное дело, увидел, как предприниматели сами идут в наши территориальные органы.

 

Хотя некоторые специалисты Росстата на местах, к примеру, в Ярославской области, жалуются, переживают, что малый бизнес очень плохо откликается на этот призыв статистики. Но в Черкесске, наоборот, начальник городского отдела статистики назвал цифру в тридцать процентов.

 

Это значит, что индивидуальные предприниматели уже активно отчитались перед нами. С малыми предприятиями данные чуть похуже. Приходится руководителей булочных и мастерских, малых заводов, фирм уговаривать, убеждать.

 

— А налоговая служба может помочь в поиске?

 

— До 1 апреля малый бизнес сдает налоговую отчетность. У нас с налоговиками хорошие деловые контакты. Когда к ним наши респонденты придут, надеюсь, что налоговики направят неопрошенных предпринимателей к нам. Но кто-то из представителей малого бизнеса вообще не работает, это тоже факт. В базе есть, а дело не ведет. Перепишем и таких.

 

— Какова статистическая картина по переписи бизнеса на сегодняшний день?

 

— Картина по стране неодинаковая. Где-то десять процентов от списка опросили, где-то, как в Алтайском крае, больше сорока пяти. Это уже очень прилично. Почему? Может, люди разные, бизнес различен, может, где-то наши статистики настырнее или помощь губернатора более весома. А может, бизнес понимает, что зависит от власти и надо идти навстречу. Разные факторы. Трудно сделать сейчас какие-то по этому поводу выводы, тем более что это самые первые цифры. На следующей неделе сделаем замер. Но то, что до 1 апреля это самая тяжелая фаза, несомненно. Кто-то еще раскачивается, еще не проснулся, кто-то смотрит, как отчитываются соседи.

 

— Кто лучше идет на контакт, средний или малый бизнес? И сколько их всего?

 

— Около 20 тысяч средних и 2,5 миллиона малых предприятий и около 3,7 миллиона индивидуальных предпринимателей. Средний бизнес мы стараемся не опрашивать, будем брать информацию из отчетности, которая уже есть, чтобы не отвлекать их от работы. Мы работаем сейчас с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Как правило, малые предприятия более активны.

 

— Я вижу, у вас идет активная переписка с сотрудниками на местах?

 

— Давайте я вам прочитаю одно сообщение, которое я получил три дня назад от наших территориальных статистиков. \»Мы обмениваемся информацией по Центральному федеральному округу. У нас ситуация плачевная. Ходим сами по торговым центрам и раздаем бланки. Большая часть ИП просто выкинула наши письма. Многие малые предприятия не получили статинструментарий, и возврата корреспонденции нет\».

 

А вот еще из переписки с предпринимателем из Москвы, который обратился ко мне с вопросом, можно ли ответить на вопросы переписи по электронке, а это можно сделать через наш сайт. Он написал так по поводу анкеты: \»Заполнение данной анкеты заняло у нас ровно двенадцать минут\».

 

— А вы уверены, что предприниматели говорят вам правду?

 

— Мы уверены, что многие говорят нам неправду. Хотя по законодательству должны сообщать правдивые сведения. Но мы возьмем и неправду, мы ее обработаем и максимально приблизим итоги обследования к истине. У нас в инструментарии надежные методы математической статистики, которые помогут нам приблизиться к правде. Правду знает один Господь Бог. Иногда и сам предприниматель правды не знает. Только приблизительно. Иногда занижают то, что выгодно занижать, к примеру объемы производства. Завышают то, что выгодно завышать — затраты. Могут занижать зарплату, привлечение наемных работников. Это происходит во всем мире, что ж нам, бросить заниматься статистикой?

 

— После 1 апреля документы приниматься не будут?

 

— Будут. Мы продолжим обследование. Дело в том, что многие бизнесмены могли уехать из города за товаром, кто-то занимается грузоперевозками, все бывает. В течение апреля будем принимать анкеты, но и по плану выходим в поле. Будем искать тех, кто не отчитался. Мы уже объявляли о штрафах для тех, кто игнорирует нашу перепись. Конечно, это коснется в первую очередь тех, кто будет себя вести вызывающе. Мы будем убеждать респондентов в том, что дать нам информацию — это в их же интересах. Штрафовать не хочется.

 

 

— Кто работает статистиками?

 

— В основном женщины. Они мягче в общении, скорее находят общий язык с респондентами. И каждый восьмой — мужчина.

 

— Когда появятся первые промежуточные и первые итоговые данные?

 

— В конце года мы получим первые предварительные итоги, а окончательные — в середине следующего года.

 

— Кто в основном заинтересован в этих цифрах?

 

— Мы сами очень ждем результатов. Должны уточнить оценки ВВП, объемов промышленного производства, строительства и инвестиций, затраты труда. Уточним нашу генеральную совокупность предприятий и предпринимателей, чтобы потом можно было правильно строить наши выборочные обследования. С одной стороны, улучшим статистические оценки, с другой — нашу методологию. Это прямой интерес Росстата. Но главное, цифры важны различным пользователям, разработчикам государственной политики, экспертному сообществу. Надеюсь, что и бизнес убедится, что эти данные нужны и ему. Итоги обследования позволят понять насколько правильна политика правительства в отношении малого бизнеса.

 

— Но информации по конкретным предприятиям не будет?

 

— Про конкретные предприятия или предпринимателей никто ничего не узнает. Информация будет доступна только по сумме трех малых предприятий. Кто-то, к примеру, захочет получить информацию по строительному бизнесу в конкретном муниципальном образовании. А там всего одно предприятие. В этом случае никаких характеристик мы не дадим ни налоговикам, ни партнерам, ни жене, ни наследникам. Только от трех и больше. Названия фирм фигурировать не будут. Закон на стороне предпринимателей.

 

— Сейчас для переписи бизнеса разработан специальный пакет документов. Останется ли он и через пять лет прежним?

 

— Честно говоря, мне не хотелось бы, чтобы наш вопросник становился больше, толще. Надо собрать всю информацию по этой анкете. Не стоит нагружать малый бизнес отчетностью, не стоит их раздражать лишними вопросами.

\"\"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: \»Российская Бизнес-газета\» №792 (10)

Добавить комментарий