4 – 6 июня в городе Соликамск состоялась Первая краевая торговая ярмарка «Девятая Пятница по Пасхе».
4 – 6 июня в городе Соликамск состоялась
Первая краевая торговая ярмарка
«Девятая Пятница по Пасхе».
Ярмарка проходила в рамках программы «Соликамск — соляная столица России», победителя конкурса «Центр культуры Пермского края — 2010» проекта Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций в целях воссоздания традиционной Соликамской торговой ярмарки, проводимой на Девятую после Пасхи Пятницу.
В первый день ярмарки состоялся традиционный Крестный ход с иконой Святителя Николая Чудотворца, который возродился в Соликамске в начале 1990-х годов и открытие Верстового столба, на месте, где 400 лет назад легла первая верста Государевой (Бабиновской) дороги.
В центре города на Воскресенской площади в шатрах и просто под открытым небом располагалось около ста участников Ярмарки, предлагавших жителям и гостям города обширный ассортимент продукции, традиционно присутствующий на всех исконно русских ярмарках – от напитков и продуктов до изделий народных промыслов и продукции животноводческих хозяйств.
Все три дня на площади проходили выступления творческих коллективов со всего Верхнекамья.
В рамках деловой программы Ярмарки состоялся «круглый стол» «Государственная поддержка предпринимательства», в котором приняли участие Глава г. Соликамск и его заместители, представители Министерства сельского хозяйства Пермского края, Верхнекамской торгово-промышленной палаты и предприниматели Верхнекамского региона.
В заключительный день Ярмарки были подведены итоги Конкурса на лучшее оформление торгового места. Победители получили дипломы и памятные подрки.
Историческая справка.
«Девятая после Пасхи пятница» — главный местный праздник Соликамска в дореволюционное время, собирающий народ со всего Верхнекамья.
По первой, известной переписи Ивана Яхонтова в Соликамске было в 1579 году: 190 дворов, 16 соляных варниц, 27 торговых лавок, несколько церквей, около города было 23 деревни, 11 починков, и 3 займища.
Но времена были дикими и жестокими (это сейчас предел собственности производится изощренно – чеки, ваучеры и пр.) Тогда все решалось просто «огнем и мечом».
Летопись Соликамска сохранила несколько повествований о набегах на Соль Камскую иноплеменных народов Сибири. Самое раннее упоминание, относится к 1506 году.
Исключительно жестоким был набег 1581 года Сибирского хана – Кихека.
В летописи об этом говорится так:
«…Князь Пелымский Кихек, собрав воя числом 700 человек и подозвав с собой Мурзы Ула Сибирской земли со множеством вои. Да он же злый по неволе взял с собою Сылвенских и Иренских татар, остяков, вогулов и башкирцев, и вниде с войсками своими в Пермские грады на Чердынь и Соль Камскую. Град Чердынь едва не взял, но всемогущий бог попусти, город Соль Камскую посад взяша и пожгоша, и людей множество побиша (886 человек), и селу разориша и поплениша. А побитые люди погребены близ града на песку».
Любопытно, кстати, в летописи рассказывается, как закончился этот набег. Оставшиеся в живых, укрылись в крепости. Осада длилась 5 дней. Однажды после молитвы в церкви, осаждённые вынесли и повесили на башни крепости иконы Спасителя, Николая Чудотворца и других. «… и яко свет произошёл от них и ослепил врагов, осаждавших город» и почудилось врагам, что это не башни со святыми ликами, а огромные богатыри пришли к соликамцам на подмогу и бежали враги в страхе. Этот набег станет последним в истории Соликамской. В следующем 1582 году дружины Ермака начнут свой поход против Сибирского хана.
Интересно следующие, о других набегах в летописях говорится, что горожане избавлялись от врагов, тоже с помощью небесных сил. Так 1552 году наши предки обратились за военной помощью к царю Ивану Грозному, который как раз «стоял» под Казанью. Царь отказал в войске, но дал соликамцам икону Николая Чудотворца со словами: «Он поможет!» С ней в город действительно пришло избавление то врага. Та икона хранилась в Троицком соборе летом, зимой в зимнем соборе — Крестовоздвиженском. Считалось местно-чтимой чудотворной иконой. Была вывезена в 1965 году в музеи имени Андрея Рублёва в Москву на реставрацию сроком на 3 года до сегодняшнего дня не возвращена в город.
Самым памятным был набег 1547 года, в летописи называются точные даты, враг отступил от Соликамска 25 мая, но преследование врагов продолжалось еще несколько дней. Соликамские воины вернулись в город лишь 30 мая. Это была 9-ая Пятница по Пасхе. И опять же наши предки были убеждены в том, что небесное проведение помогло избавиться от врага и в этот раз спасти богохранимую Соль Камскую.
Разумеется, все эти жестокие набеги сопровождались многочисленными жертвами. Кроме 12 каменных храмов в Соликамске было: 20 часовен – 5 из них стояли на братских могилах погибших во время набегов.
Ещё в 16 веке сложилась традиция – чтить память погибших защитников города, посещать их могилы с крестным ходом и возносить молитвы святым и угодникам, которые помогли спасти Соль Камскую от разрушительных набегов.
Так много веков назад, здесь сложился особый христианский праздник, который отмечался очень широко. Горожане собирались около своих приходских церквей, после формировался и шел вокруг города большой крестный ход. Он обязательно проходил около тех самых 5-ти часовен на могилах захоронения погибших горожан, заканчивался у главного храма города – Троицкого Собора, большим молебном. Там Соликамчане молились, чтобы небесные защитники города хранили град сей, Соль Камскую. В 18 веке на 9-ую Пятницу по Пасхе в город стала съезжаться и ярмарка. Это была третьеразрядная ярмарка и длилась 3 дня. В это время проводились массовые гуляния, приезжали артисты, цирк.
В официальном православном календаре нет такого праздника, разумеется, официальная православная церковь пыталась запретить этот праздник. В 18 веке праздник был запрещён, но соликамцы писали архиепископу и праздник 9-ая Пятница по Пасхе — был снова разрешен.
В 20 веке этот праздник тоже пытались отменить. 1929 были запрещены всяческие массовые проявления религиозности, закрывали церкви в городе. 1929 году Троицкий Собор (главный храм города) был передан музеи для строительства экспозиции «Калийная промышленность СССР».
Прошло всего несколько десятилетий, и в 1991 году сотрудники Соликамского краеведческого музея открыли в Троицком Соборе выставку по истории города, которая называется «9-ая Пятница по Пасхе».
В городе опять ежегодно устраиваются крестные ходы.